|
Ониомания: страсть покупатьВладимир Кукк Ониомания - навязчивое влечение делать покупки, не сообразуясь с необходимостью и последствиями, в неимоверных количествах; наблюдается при маниакальных состояниях и не только. В 90% случаев - это женщины. Только в США ониоманов насчитывается около 15 миллионов, еще 55 миллионов находятся на грани этой зависимости. Американская психологическая ассоциация уже считает этот синдром заболеванием. В Соединенных Штатах даже создано общество наподобие анонимных алкоголиков - анонимные должники с 400 отделениями по всей Америке. В Англии от двух до десяти процентов взрослых страдают навязчивой тягой" к шопингу - это около 700 тысяч человек. 52% англичанок признали, что шопинг приносит им больше удовольствия, чем секс! В то же время британцам шопинг категорически противопоказан: каждого пятого англичан застрявшего в магазинных очередях, сотрясают приступы гнева, сопровождающиеся опасными скачками артериального давления. В Германии насчитывается около 5% ониоманов, а 20% жителей ФРГ не всегда могут удержаться от покупки приглянувшегося им товара в витрине магазина. У женщин эта зависимость проявляется в десять раз чаще, чем у мужчин ( данные Штутгартского университета Хоэнхайм (Hohenheim). Магазинной зависимостью страдают половина девушек подросткового возраста в Италии, Испании и Шотландии. Психиатры считают, что ониоманией страдает уже 10% населения планеты и эпидемия охватывает все больше и больше людей. Розничные продажи товаров увеличились в апреле этого года по сравнению с тем же периодом прошлого года в фиксированых ценах на 9%. Социальные последствия патологического пристрастия ониоманов: - долги, ни один семейный бюджет не выдерживает такой финансовой нагрузки, он сразу же начинает трещать по всем швам, по этой причине закладывают дома, семейные ценности. Последствия для здоровья: Вспышки ониомании провоцируют различные праздники. Только что Вы были свидетелями последней волны. Жена известного английского футболиста Дэвида Бекхэма Виктория - яркий пример зависимых людей такого рода. По свидетельству лондонской газеты, одна женщина задолжала 70 тысяч фунтов стерлингов, и ей, в конце концов, пришлось заложить свой дом. А менеджер социальной службы Люси Дэвис умудрилась потратить больше 100 тысяч фунтов казенных денег, за что и была посажена в тюрьму на три года. Но рекорд, несомненно, принадлежит двадцатипятилетней жительнице Северного Лондона Росс Тенхаус. За семь лет прогрессирующей ониомании она ухитрилась истратить более полумиллиона фунтов. Мать газетного магната Уильяма Херста (1863-1951) рассказывала, что он страдал ониоманией - страстью покупать что-либо совершенно ненужное, если бывал расстроен. Однажды, пребывая в таком настроении, он, так сказать "втёмную", приобрел за 40000 долларов испанский монастырь Х века в Сеговии. Монастырь, чтобы доставить покупателю, разобрали до основания, пронумеровав каждый камень. Затем проложили специальный рельсовый путь в 25 миль, чтобы перевезти камни до ближайшей железной дороги. И построили специальную лесопилку, чтобы сделать 10700 упаковочных ящиков. Как патологическое пристрастие её знают уже более ста лет. В Новом Свете она была описана еще в 1898 году. Психиатры Германии в 1915 году ониоманию назвали болезненным пристрастием. При помощи магнитно-резонансной томографии ученым удалось измерить электрическую активность в коре головного мозга женщин-покупательниц, а именно в отделе коры, отвечающем за здравый смысл и рациональное мышление. Результаты показали, что в преддверии покупки способность здраво и рационально мыслить у них практически полностью исчезает, а напряжение в отделах, управляющих эмоциями и приятными ощущениями, нарастает до предела. Почву для развития ониомании готовят детские психотравмы и склонность к депрессиям, которая уже прослеживается в подростковом возрасте ониоманов. Что стоит за внешним лицом ониомании? Психологические проблемы выражения чувств, трудности общения и взаимоотношений, затруднения удовлетворения основных человеческих потребностей: Приобретение какой-либо вещи, украшения или косметики, как способ успокоить себя, вознаградить, утешить: Причины могут быть совершенно разными, а вот последствия, как правило, одинаковы: это крупные долги. Человек, страдающий ониоманией как бы играет в покупанта", играет в жертву своей зависимости". Например: накопление обид, чтобы потом в какой-то момент выплеснуть гнев и раздражение, используя накопленные чувства, как разрешение на выход агрессивных тенденций, направленных на самого себя или на близких, родных или в первый момент совершения покупок радостью приобретения", как временный способ заглушить эти чувства. Но после завершения акта ониомании покупанта" со стороны близких и родных обрушивается праведный гнев, возмущения, призывы к совести", а со стороны зависимого - чувства вины, раскаяния и агрессии, направленной на самого себя. Такая игра" даёт возможность удовлетворять потребность в получении социальных стимулов. Ониомания создаёт условия для голода по стимулам", создает условия, когда у человека возникают затруднения получать эти стимулы, нет понимания, признания, принятия, нет доверительных отношений, нет интимности, когда можно все обсудить, поговорить по душам". Все это алчный покупант", который живёт в каждом ониомане, пожирает вместе с радостью и разочарованиями, связанными с таким поведением. Много факторов влияют в формировании ониомании: детство, отношения родителей в семье, воспитание и формирование характера в школьный период, жизнь в браке и отношения супругов, общий культурный, интеллектуальный и духовный уровень человека с разнообразными творческими интересами или их отсутствием, социальное давление. Одной из форм социального давления является реклама. О рекламе и поговорим. Именно реклама забрасывает сети, чтобы как можно больше людей попались в ловушки зависимости и не только ониомании, но и на крючки курения, алкогольной зависимости, азартных игр, на крючки зависимости от парфюмерной продукции или телевидения. Реклама пытается воспитывать наши вкусы, но с другой стороны создаёт условия, чтобы у нас в душе зарождались страхи и комплексы неполноценности. Дразнящая реклама внушает нам, что путь к совершенству лёгок и приятен, но этот путь пролегает через Ваш кошелёк, открой его и купи и ты будешь совершенным. Не важно что ты купишь и есть ли в этом необходимость, главное купи и как можно больше. Рекламщики и пиарщики через орудие манипуляции сознанием, которым является реклама, манят к определённому продукту или товару, только купите: - будете чувствовать себя лучше А для этого Вам надо только купить и побольше: ЕСЛИ ВЫ ЭТО КУПИТЕ, ТО ЭТО РЕШИТ ВАШИ ПРОБЛЕМЫ !!! Реклама втюхивает нам: Ваши фантазии способны реализоваться, это возможно! Потребительское общество, в котором мы живём, пытается через рекламу в подсозание миллионов людей, что безвредные" мыслимые и немыслимые удовольствия доступны без всяких усилий, для этого нужно только открыть бутылку, упаковку чего-либо или счёт в банке. Реклама берёт в плен наше подсознание и заставляет протягивать руки за новым и новым товаром, чтобы его бездумно покупать. Реклама брызжет" на нас со всех углов, со всех щелей: из радиоэфира, с телеэкранов, с фасадов домов, из стеклянных ветрин, с глянцевых обложек журналов, с сайтов Интернета+: Выбери меня! Всё, что нужно ожидает тебя в супермаркетах и готово осчастливить любого, только купи!". Реклама - массовый способ манипуляции Сознанием, мы знаем об этом, но всё равно с удовольствием лезем в эти ловушки с множеством крючков под названием зависимости". На рекламную индустрию работают лучшие художники, дизайнеры, имиджмейкеры, психологи, аналитики, стратеги и тактики, экономисты и финансисты, в неё вкладываются лучшие творческие силы и энергия, её обильно орошают денежными потоками и всё ради того чтобы вещь, товар, продукт, услуга были куплены и востребованы, часто не задумываясь о том, что купленные вещь, товар, продукт или услуга могут нанести серьёзный вред покупателям. Главная цель рекламы: донести информацию о чём- то, что может подарить нам удовлетворение. У каждого в детстве или в какие-то периоды жизни в силу каких-то обстоятельств имелись трудности в удовлетворении своих потребностей. Кто-то не получил любви, ласки, внимания, когда в этом сильно нуждался, кто-то не получил к себе внимания, признания, принятия, когда не признавался или отвергался. В том времени мы сильно в этом нуждались: нам нужно было удовлетворить свои потребности, но мы не смогли это сделать. Но поезд уже ушел, а люди пытаются убежать в своё прошлое и удовлетворить те необходимые потребности сомнительными удовольствиями, которое получают от покупок, навязываемых рекламой. Но этот способ иллюзорный! Без труда достижимое сейчас не может удовлетворить те потребности, в которых мы нуждались в прошлом. Эта иллюзия, как наживка на крючках многих зависимостей, в том числе и ониомании, подкидываемый рекламой. Очень важно научиться воспринимать рекламу только с точки зрения получения информаци, а принятие решения покупать-не покупать" исходите только с позиций здравого смысла, целесообразности и необходимости. Почаще задавайте себе вопрос: Что случится, если я проигнорирую эту покупку?". ВЫХОД ИЗ ПРОБЛЕМ ОНИОМАНИИ к свободной жизни, такой же, как и при других эмоциональных и поведенческих зависимостях. Прежде всего нужно осознать свою проблему, что она такая же зависимость, как и сотни других, например, как зависимость к азартным играм или алкогольная зависимость. Всё начинается с осознания. Акт очередной покупки не может удовлетворить те истинные потребности в чём человек действительно нуждается, а так как он иллюзорный, то нужно подобрать здоровую альтернативу, которая действительно бы удовлетворяла Ваши потребности. Обязательно нужно изучить основы психологии зависимости, свою форму и исходя из этого, подобрать для себя здоровые способы решения своих психологических проблем взаимоотношений, эмоциональных и духовных потребностей. Необходимо изучить условия, когда включается механизм срыва", для того, чтобы предотвратить его включение или вообще вывести из строя. Очень полезно овладеть психологическими приёмами и способами, которые гасят любую волну атаки ониомании, помогают разорвать порочный круг и навязчивости так же легко, как лопается воздушный шарик. Работа с мыслями и жизненными стратегиями в решении своих проблем помогает освободить сознание от программы зависимости и построить новое мировоззрение отношения к жизни свободной личности. Наш успех и яркость и неповторимость нашей индивидуальности зависит только от нас, а не от того, купили мы что-то или нет. Важно учиться принимать решения и нести ответственность за свой выбор. Работа с чувствами: прежде всего с чувством вины, страха и низкой самооценкой, их вытесняют чувство собственного достоинства и уверенности в себе, а также способы выражать свои чувства открыто и честно. Учиться правильно принимать и проживать негативные чувства, лишения или горе. Очень важно подумать о структуировании времени: активный отдых, творчество, общение c интересными людьми, общение с природой, богатая духовная, интеллектуальная и культурная жизнь помогают нам справляться со своими обязанностями, решает проблемы скуки и одиночества. Человек нуждается в новых эмоциях и поэтому+ идет тратить деньги. К сожалению, в последствии он испытывает ужасное чувство вины и даже злость на самого себя, что может также, в свою очередь, привести к депрессии - замкнутый круг, не правда ли? Так как покупка является антидотом депрессии, психиатры активно используют антидепрессанты при лечении патологических покупателей. Кроме депрессии есть еще ряд причин, которые приводят людей к навязчивой идее покупать. Исследования, проведенные недавно в Англии, выявили, что низкая самооценка, особенно у женщин, заставляет их покупать, покупать и покупать. Зачем? Приобретение новых вещей делает их в собственных глазах удачливыми, обеспеченными, яркими и сильными и, пусть не надолго, но повышает их самооценку. Одиночество, горе, разочарование, скука также толкают женщин делать необоснованные траты. Если человек постоянно бродит по магазинам, то, возможно, он хочет избежать какой-то работы, обязанностей, принятия какого-либо сложного судьбоносного решения. Либо он просто хочет быть окруженным людьми, чтобы не чувствовать себя таким одиноким. Согласно одной из гипотез, женщины привыкают делать покупки, потому что это их обычная обязанность в семье. Недавно ученые предположили, что приступы "шопоголизма" связаны с нехваткой в человеческом организме гормона серотонина, который отвечает за смену настроения. В мозгу существует особая серотониновая система. От выработки ее медиатора - серотонина - и зависит, будет ли ваш день окрашен в радужные или темные тона. Более того, серотонин управляет аппетитом, эмоциями, порывами и пристрастиями, способствует сну, оказывает антистрессовое действие, регулирует тонус сосудов, развитие аллергии, воспалительные реакции и даже иммунитет. Недостаток серотонина в организме приводит к депрессивным состояниям, развитию шизофрении, низкой самооценке. Женщины подвержены ониомании больше мужчин, потому что женский организм более чувствителен к перепадам уровня серотонина. Как уже говорилось, патологические покупатели испытывают эйфорию, крайнее возбуждение во время процесса покупки, а потом угрызения совести, злость, огорчение и разочарование. Обычно они даже не разворачивают свои покупки, скапливают их в шкафу или прячут в потаенные места. Многие по возможности возвращают покупку обратно в магазин. Эти несчастные тратят подчас невероятные суммы. Однако серьезные траты не становятся преградой для пагубной привычки. Человек нуждается в новых эмоциях и поэтому идет тратить деньги. К сожалению, в последствии он испытывает ужасное чувство вины и даже злость на самого себя, что может также, в свою очередь, привести к депрессии - замкнутый круг, не правда ли? Так как покупка является антидотом депрессии, психиатры активно используют антидепрессанты при лечении патологических покупателей. Кроме депрессии есть еще ряд причин, которые приводят людей к навязчивой идее покупать. Исследования, проведенные недавно в Англии, выявили, что низкая самооценка, особенно у женщин, заставляет их покупать, покупать и покупать. Зачем? Приобретение новых вещей делает их в собственных глазах удачливыми, обеспеченными, яркими и сильными и, пусть не надолго, но повышает их самооценку. Одиночество, горе, разочарование, скука также толкают женщин делать необоснованные траты. Если человек постоянно бродит по магазинам, то, возможно, он хочет избежать какой-то работы, обязанностей, принятия какого-либо сложного судьбоносного решения. Либо он просто хочет быть окруженным людьми, чтобы не чувствовать себя таким одиноким. Согласно одной из гипотез, женщины привыкают делать покупки, потому что это их обычная обязанность в семье. Генерация страницы 30.10.2024 02:59 |
|